Бизнес Ольга Гаджук, главный бухгалтер ЗАО «ФИА-Банк»: «Региональные банки обладают высокой способностью к выживанию»

Ольга Гаджук, главный бухгалтер ЗАО «ФИА-Банк»: «Региональные банки обладают высокой способностью к выживанию»

Словосочетание «главный бухгалтер банка» на многих навевает неизменную тоску и зевоту. В уме сразу рисуется образ «сухаря», перебирающего с утра до ночи бесконечную финансовую отчетность. Главный бухгалтер ЗАО «ФИА-Банк» Ольга Гаджук...

Словосочетание «главный бухгалтер банка» на многих навевает неизменную тоску и зевоту. В уме сразу рисуется образ «сухаря», перебирающего с утра до ночи бесконечную финансовую отчетность. Главный бухгалтер ЗАО «ФИА-Банк» Ольга Гаджук абсолютно не вписывается в данный шаблон: она молода, красива, активна. При этом она сделала головокружительную карьеру банкира. Об этом и не только Ольга Гаджук рассказала в эксклюзивном интервью корреспонденту Dengi63.ru:

– Ольга Николаевна, ходят легенды, что в 23 года вы уже стали главой аудиторской компании. В наше время это практически нереально, как же у вас получилось?

– Когда в конце 90-х годов началось лицензирование аудиторской деятельности, директор нашей компании и мой наставник отправил меня и еще одного представителя в Москву для прохождения аттестации. Мне удалось сдать все экзамены, в отличие от моей коллеги, и я получила квалификационный аттестат аудитора на право осуществления аудиторской деятельности в области банковского аудита. В результате того, что этим правом я обладала одна-единственная в Горно-Алтайске, то, соответственно, пришлось возглавить компанию, все местные банки я проверяла лично.

– А столь юный возраст для аудитора не был помехой?

– Когда я появилась в Центробанке, глаза комиссии надо было видеть. С таким же неподдельным удивлением я еще долго сталкивалась по жизни. И когда меня пригласили как уже известного в городе аудитора на должность главного бухгалтера в местный филиал одного московского банка, московские представители буквально ахнули, увидев практически девчонку по банковским меркам. Правда, тот банк в скором времени исчез, и я перешла в местный ООО КБ «Эл Банк», где дослужилась до председателя правления.

– Постойте, все это выглядит прекрасно, но ведь у вас же трое детей! А испытание даже одним ребенком не многие женщины выдерживают, жертвуя своей карьерой.

– Ну, сейчас первые двое уже взрослые. Вот только младший еще маленький. И, как часто бывает в жизни, о беременности им я узнала через месяц после того как меня назначили председателем правления.

– Представляю вашу растерянность.

– Да, до сих пор помню, как мне пришлось держать ответ перед главным акционером. Но все прошло достаточно гладко. Работала до последнего дня перед родами, а вернулась уже через два месяца.

– А сколько вашему младшему?

– 4 года.

– Тогда чисто женский вопрос: а кто занимается воспитанием ваших детей?

– Бабушки-дедушки, как у всех. Вот в детский сад сейчас его отвели. Без этого нельзя. Ему необходимо приобретать навыки общения с другими детьми.

– Действительно, как у всех, если не касаться вашей истории успеха. Как же вы попали в Самару? Тот алтайский банк разорился или конкуренции не выдержали?

– Нет, мой банк был самым успешным во всем Алтайском крае. Я твердо решила сделать банк первым, и мы вышли на 100-процентную рентабельность. К тому времени у нас появились общие клиенты с «ФИА-Банком», так я познакомилась с Анатолием Волошиным. Но затем собственного капитала стало заметно не хватать и мне удалось уговорить самарских представителей купить пакет акций нашего банка. Позднее я получила приглашение вступить в нынешнюю должность.

– Возможно, я ошибаюсь, но в какой-то мере это понижение. Там – председатель правления лучшего банка, а здесь все же должность поменьше.

– Если рассматривать с этой точки зрения, то возможно. Но если учесть, что вся валюта баланса алтайского банка сопоставима лишь с одним собственным капиталом «ФИА-Банка», то такой размах явно компенсирует эту коллизию. К тому же наступил чисто психологический момент, когда захотелось все бросить – стало слишком тесно в тех рамках. Да и без националистических проблем там не обошлось.

– Но ведь можно было развиваться в других областях, допустим, в общественной жизни, и не ограничиваться лишь делом банка.

– Это тоже было. Например, я была арбитражным заседателем суда Республики Алтай или мне предлагали должность в местном Центробанке. Но чиновником я никогда не хотела быть, если только в самом конце карьеры. Мне больше по нраву решать стратегические задачи.

– Постойте, мне всегда казалось, главный бухгалтер почти не принимает участие в разработке стратегии и тактики.

– В какой-то мере это так. Но, видимо, мой склад характера не дает мне оставаться в стороне. Все время хочется выдавать какие-то идеи или применять свой накопленный опыт. Ведь когда я занималась банковским аудитом, очень много увидела, как и от чего разоряются или поднимаются банки.

– Но если вы любите масштабные задачи, то почему бы не вступить в ряды, например, банков с иностранным капиталом или федерального масштаба? С таким «багажом», как у вас, скорее всего, регулярно поступают предложения. К тому же сейчас усиленно муссируется мнение, что часы жизни региональных банков сочтены.

– Я не разделяю это мнение. Если вспомнить все наши банковские кризисы вплоть до 2004 года, то наименьшую устойчивость показывали именно крупные банки. Ведь часто их преимущество превращается в недостаток.

– Говоря экономическим языком, отрицательный эффект масштаба?

– Именно, чем крупнее банк, тем больше он похож на неповоротливую государственную машину.

– Да, некоторые специалисты считают, что громкий скандал, спровоцированный «белым» списком банков ФАС, связан именно с этим: крупные банки элементарно не успели согласовать и подать весь пакет документов, в результате чего больше 70 % – это небольшие региональные банки.

– Очень возможно. Говоря же о кризисе 90-х годов, в Алтайском крае вообще выжили практически только региональные. Я очень много вложила сил в их объединение и хочу сказать, что даже местный Сбербанк нам был не помеха.

Более того, если бы у меня лично была возможность создать свой банк, то по мере его укрупнения я делила бы его на два. Например, я часто вижу, как крупный банк и небольшой региональный приносят в абсолютном выражении одинаковую прибыль. Только если учесть, что их собственные средства на порядок различаются, то в результате оказывается, что рентабельность гиганта составляет 10%, а мелкого все 100%.

– То есть вас нынешнее положение более чем устраивает?

– Да. Региональные банки мобильны и обладают высокой способностью к выживанию. К тому же всегда есть возможность для совершенствования и внутри себя – это практически непрекращающийся процесс по оптимизации работы своего банка. Я вижу еще очень много возможностей для развития его потенциала. Практически убеждена, что за региональными, небольшими банками стоит более реальная сила, как на Западе, особенно, если они объединятся, защищая свои интересы.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления