Бизнес Пассажиров застрахуют по полной

Пассажиров застрахуют по полной

Пассажиры всех видов наземного и водного транспорта будут застрахованы наравне с клиентами авиакомпаний, то есть страховое покрытие в случае их гибели составит 2 млн рублей. Из-за трагедии с теплоходом «Булгария» чиновники готовы принять соответствующий з

Пассажиры всех видов наземного и водного транспорта будут застрахованы наравне с клиентами авиакомпаний, то есть страховое покрытие в случае их гибели составит 2 млн рублей. Из-за трагедии с теплоходом «Булгария» чиновники готовы принять соответствующий закон уже этой осенью. Эксперты оценивают нововведения положительно. Тем не менее, по словам участников рынка, выстраивая новую систему страхования на транспорте, нужно постараться избежать новых ошибок.

С 1992 года в России действует обязательное страхование пассажиров от несчастного случая. Указ об этом в свое время подписал Борис Ельцин. Однако многие юристы, да и сами страховщики считают, что оно уже давно противоречит Гражданскому кодексу РФ, принуждая граждан оплачивать такое обязательное страхование.

В настоящее время рассчитывать на адекватные страховые выплаты при гибели человека в трагедии могут лишь родные жертв авиакатастроф. Страховая же защита на всех видах транспорта, кроме авиационного,

установлена в размере 12 000 рублей. При этом страховая премия уплачивается перевозчиком, но указывается она в билете, и, фактически, расходы на нее несет сам пассажир. Если во время поездки пассажир получил ушибы и переломы, пострадавшему выплачивают часть страховой суммы, которая соответствует степени тяжести травмы. Пострадавшие в аварии пассажиры городского и пригородного транспорта сейчас вообще не имеют права на страховую компенсацию. В связи с чем, по мнению участников страхового рынка, этот вид страхования представляет из себя необоснованные поборы с пассажира, которые у многих перевозчиков дополняются псевдо-добровольным страхованием пассажира от несчастного случая.

«Такое «добровольное» страхование навязывается пассажирам без их желания кассирами при продаже билетов в нарушение антимонопольного законодательства, – отмечает владелец агентства «Страховой Советник Кокорев» Олег Кокорев. – Страховые тарифы и по обязательному и по псевдобровольному страхованию пассажиров экономически необоснованны, а основными расходами страховщика является стимулирование сотрудников транспортных организаций, продающих их полисы. Единственным изменением за последнее время в этой системе отношений страховщиков, пассажиров и перевозчиков было увеличение страховой суммы при перевозках авиационным транспортом до 2 млн 25 тыс рублей, из которых 2 млн составляет ответственность по страхованию жизни и от несчастных случаев пассажиров».

Этим летом череда крупных транспортных происшествий, которые произошли по вине недобросовестных перевозчиков, заставила законодателей вернуться к давно обсуждаемому законопроекту «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам», подготовленный Минтрансом РФ и регламентирующий вопросы страхования пассажиров. Согласно ему, предлагается увеличить минимальную сумму компенсации родственникам погибших пассажиров на всех видах транспорта в России до 2 млн рублей.

«Новый законопроект затрагивает все виды пассажирского транспорта, в том числе – городской маршрутный транспорт, кроме легкового такси. В случае его принятия, прежде всего, существенно возрастет размер страховых выплат – они составят не менее 2 млн 25 тыс рублей за причинение вреда жизни и здоровью и не менее 23 тыс рублей за ущерб личному имуществу пассажиров. Предполагается, что размер компенсации даже при минимальной страховой сумме будет достаточным для поддержания уровня жизни семьи погибшего в течение четырех-десяти лет или получения качественных медицинских услуг и реабилитации в случае травм. При этом срок выплаты страхового возмещения жестко определен и составляет 30 календарных дней со дня получения страховщиком всех документов, которые ему должны быть предоставлены», – рассказал один из участников страхового рынка.

По замыслу разработчиков этого документа, единая сумма компенсации должна повысить уровень безопасности перевозок – страховые компании будут нацелены на доскональное изучение материально-технической базы застрахованного перевозчика.

О том, что парламентарии готовы экстренно рассмотреть и принять этот закон, в середине августа текущего года заявил вице-премьер Сергей Иванов. Отметим, что в прошлом году законопроект уже проходил первое чтение в Госдуме, однако в последующих чтениях его отклонили по непонятным причинам. «Надеюсь, что во втором и третьем чтении во время осенней сессии примут этот закон, крайне нужный практически для любого гражданина России, передвигающегося любым видом транспорта», – заявил заместитель председателя правительства России Сергей Иванов.

Не исключено, что последней каплей тут стала трагедия с теплоходом «Булгария» в июле этого года, жертвами которой стали 122 человека, 28 из которых дети. Установление единого высокого уровня компенсации родственникам погибших в случае катастрофы, по мнению чиновников, повысит уровень безопасности перевозок.

Сами страховщики оценивают нововведения положительно.

По словам начальника управления корпоративного обслуживания ОСАО «Ингосстрах» Сергея Закройщикова, система страхования ответственности перевозчика, в отличие от обязательного личного страхования пассажиров, является более совершенной, гибкой и лучше защищающей интересы простых граждан. Принятие этого закона позволит не только повысить страховую сумму до европейского уровня, но и легализовать предварительную выплату на неотложные нужды, наконец, обеспечить единую, простую и понятную процедуру рассмотрения убытков и возмещения вреда.

«Тарифы по обязательному страхованию пассажиров (ОСП) в последний раз пересматривались еще в прошлом веке. Однако я считаю, что нет смысла их вообще пересматривать. ОСП должно быть отменено при введении обязательного страхования ответственности перевозчика перед пассажирами, что, собственно, и предусматривается соответствующим законопроектом о внесении изменений в нормативные правовые акты в связи с принятием закона о страховании ответственности перевозчика», – считает Сергей Закройщиков.

«Обязательное страхование ответственности перевозчиков перед пассажирами является разумной альтернативой морально и юридически устаревшему, экономически неэффективному обязательному страхованию пассажиров от несчастных случаев», – разделяет мнение коллеги Олег Кокорев.

Тем не менее, по словам участников рынка, выстраивая новую систему страхования на транспорте, нужно постараться избежать новых ошибок.

«Страховые лоббисты, используя катастрофу с теплоходом «Булгария», хотели бы на скорую руку принять единый закон об ответственности перевозчиков перед пассажирами, чтобы у страхового рынка появился новый относительно малоубыточный массовый вид страхования, который укрепит рентабельность страховых операций. Но, на мой взгляд, такое страхование нужно разрабатывать отдельно по каждому виду транспорта. Однозначно нельзя смешивать страхование ответственности автоперевозчиков с другими видами транспорта, так как владельцы любого автотранспорта, в том числе и автоперевозчики уже имеют обязательное страхование перед пассажирами. Оно заложено в ОСАГО в рамках ответственности 160 000 рублей перед одним пассажиром и 240 000 рублей перед всеми пострадавшими. Если законодатели хотят увеличить страховую защиту пассажиров на автотранспорте надо увеличивать лимит ответственности страховщиков по ОСАГО, а не создавать систему двойной оплаты за страхование. Которая в любом случае ложится на плечи граждан России», – считает господин Кокорев.

По словам эксперта, следует учесть и тот факт, что эмоциональное восприятие телевизионных картинок с катастрофами, позволяет опытным манипуляторам подменять реальные проблемы общества менее значимыми.

«Катастрофа «Булгарии» подталкивает нас к решительным действиям, которые лишены здравого смысла. Россия имеет ужасную статистику погибших и пострадавших в ДТП, которая сопоставима с потерями в локальных военных конфликтах. Но 95% пострадавших при ДТП – это не пассажиры общественного транспорта, а пешеходы, стоящие на остановках или переходящие дорогу, а также люди, сидящие в частных автомобилях. Зачем бросать все усилия на решение 5% проблемы, игнорируя 95%? Если общество заинтересовано в реальной страховой защите пострадавших от ДТП, надо совершенствовать механизм ОСАГО, постепенно увеличивая страховые суммы. Я думаю, что и другие виды транспорта имеют свои особенности. Например, воздушый и водный транспорт довольно сильно зависят от норм международного права. Поэтому и для них желательно рассматривать отдельные законы об ответственности перевозчиков. Обществу нужна реальная страховая защита, а не новые страховые поборы», – уверен эксперт.

Отметим также, что сообщение о возможном в скором времени принятии закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам», вызвало много разговоров о росте стоимости проезда на всех видах транспорта, которое оно повлечет за собой. Однако эксперты высказывают другую точку зрения на этот счет.

«На этом вопросе очень любят спекулировать противники введения закона, обещая повышение стоимости проезда в разы. На самом деле, доля расходов на обязательное страхование в общих затратах перевозчиков по всем видам транспорта прогнозируется на уровне около 1%, что значительно ниже ежегодного увеличения тарифов на услуги пассажирского транспорта в соответствии с уровнем инфляции. Были проведены актуалные расчеты, которые показали, что на социально значимых видах транспорта (железнодорожный в пригородном сообщении, городской пассажирский транспорт) страховая премия в расчете на одного пассажира составит 1-30 копеек, что не дает оснований для постановки вопроса об увеличении тарифов на услуги этих видов транспорта», – говорит Сергей Закройщиков.

По словам Сергея Закройщикова, кроме этого, в законопроекте есть положение о том, что Правительство РФ ограничит предельные уровни страховых тарифов в расчете на одного пассажира, как минимальный, так и максимальный, в зависимости от вида транспорта. Конкретный страховой тариф будет определяться по соглашению между перевозчиком и страховой компанией, и будет зависеть от обеспечиваемого перевозчиком уровня безопасности перевозок, технического состояния парка транспортных средств, и других факторов, влияющих на степень риска, которая подлежит оценке страховщиком. Вот именно последнее и не устраивает отдельных перевозчиков, в первую очередь на автомобильном и внутреннем водном транспорте, для которых прибыль любой ценой стоит выше безопасности перевозок.

Отметим, что расчеты об удорожании стоимости билета после изменений в законодательстве уже сделал Минтранс. Согласно им, страховка по социально значимым видам транспорта (по-видимому, имеется в виду городской) будет не более 5,5% от стоимости проезда. На железной дороге цена проезда увеличится менее чем на 0,2%, на междугородном автобусе может вырасти максимум на 11%. В случае вступления законопроекта в силу, страховка будет включена в тариф.

Фото: Фото с сайта serota.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления