Бизнес Потребкредит – лазейка для нечестных банков?

Потребкредит – лазейка для нечестных банков?

Самарские банки продолжают работать недобросовестно, – констатируют в областном Роспотребнадзоре. Это подтверждает вал жалоб от заемщиков, которые поступают в ведомство. При этом наиболее проблемным является сектор потребительского кредитования. Здесь основными нарушениями по-прежнему остаются изменение процентных ставок в одностороннем порядке, навязывание дополнительных услуг и привлечение коллекторов к взысканию долгов.

Специалисты Роспотребнадзора по Самарской области пресекли целый ряд недобросовестных деструктивных действий кредитных структур в отношении заемщиков, – сообщает ведомство. В частности, незаконными в ходе такой работы признали целый ряд вполне очевидных противоправных действий банков. Наиболее проблемным, по оценка регионального Роспотребнадзора, является сектор потребительского кредитования. К числу основных нарушений здесь специалисты отнесли непредоставление или несвоевременное предоставление банками информации о полной сумме, подлежащей выплате по кредитному договору, и графике погашения этой суммы.

«Даже при наличии графика платежей итоговая сумма выплат может отсутствовать, а сам кредитный договор и график «перегружены» информацией, не адресованной потребителю и затрудняющей понимание обязательств гражданина перед банком, при этом весь текст договора выполняется «нечитабельным» шрифтом», – отмечают в Роспотребнадзоре.

Кроме того, распространенными являются такие нарушения как:

  • навязывание дополнительных («сопутствующих») услуг, в том числе в виде «обязательного» страхования;

  • введение в заблуждение потребителей о правовой сущности заключаемых договоров (подмена кредитных договоров договорами об использовании «кредитных» карт);

  • привлечение так называемых коллекторов, как правило, действующих вне правового поля, иногда с использованием недопустимых средств устрашения, угроз и принуждения и другие.

По словам участников рынка, потребительское кредитование – сложный продукт. И зачастую причиной жалоб в Роспотребнадзор является простая невнимательность клиентов и спешка.

Зачастую, приходя в банк и подписывая договор на продукт или услугу, клиент не читает строки, прописанные мелким шрифтом или помеченные звездочкой. Кроме того, оформляя мелкие кредиты в точках продаж, покупатель зачастую принимает поспешное решение и соглашается с наименее выгодными условиями. Одной из важнейших проблем потребительского кредитования является то, что потенциальный заемщик не всегда способен самостоятельно тщательно изучить и осмыслить условия кредитного договора, натыкаясь на разного рода «подводные камни» – скрытые комиссии, дополнительные платежи и другие сложности. Таким образом, при пересчете заемщик понимает, что вместо заявленных при оформлении кредита процентов, он существенно переплачивает, в то время как банк изначально предлагает среднерыночный процент без каких-либо дополнительных платежей.

Напомним, что активное развитие потребительского кредитования в России пришлось на конец 90-х годов. Первопроходцем здесь стал «Русский стандарт». Именно этот банк первым предложил россиянам получить деньги в долг быстро по минимальному пакету документов и без поручителей. Существенным минусом стали высокие процентные ставки, которые в последствии стали причиной многочисленных жалоб на кредитное учреждение. Переплата по таким кредитам переваливала за 70% годовых. Такие предложения дали толчок развития кредитования в торговых сетях, стремительно увеличив объемы продаж в них. К началу нулевых на рынок потребкредитования выходят другие банки. Этот банковский продукт приобретает в России огромную популярность. «Зачем ждать, если ты можешь позволить это уже сегодня?». Люди выстраивались в очереди в банки, чтобы приобрести холодильник или телевизор. Чуть позже покупки стали значительно крупнее. Акцентируя внимание на развитии услуги и на популяризацию ее среди россиян, кредитные организации стремились максимально упростить процедуру получения кредита. Бум потребительского кредитования в России пришелся на 2005-2007 годы.

Роспотребнадзор рекомендует при выборе кредитной организации обратить внимание на то, есть ли у нее лицензия, выданная Банком России. Какие банковские операции, в соответствии с этим документом, кредитная организация имеет право совершать, а так же валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия, и информация о ней должна быть представлена наглядно в месте заключения договора и указана в договоре. Для принятия решения о получении потребительского кредита в Роспотребнадзоре советуют с получить от сотрудников кредитной организации, банка исчерпывающую информацию обо всех без исключения условиях, на которых осуществляется кредитование, в том числе, платежах, связанных с получением кредита и его обслуживанием (погашением).

Также банк обязан иметь вывеску с указанием фирменного наименования своей организации, места ее нахождения, режима работы. Кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слова «банк» или «небанковская кредитная организация». Фирменное наименование может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов РФ, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму кредитной организации.

Фото: Фото с сайта Fotoset.net
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления