Бизнес Перестали покупать, начали копить

Перестали покупать, начали копить

В условиях кризиса самарцы перестали активно потреблять и перешли на режим экономии и накопления средств. Росстат представил результаты обследования «потребительской уверенности» населения России в I квартале 2009 года...

В условиях кризиса самарцы перестали активно потреблять и перешли на режим экономии и накопления средств. Росстат представил результаты обследования «потребительской уверенности» населения России в I квартале 2009 года. Они свидетельствуют о продолжающемся резком снижении этого показателя. По мнению самарских экспертов, привлеченных Dengi63.ru к обсуждению этой темы, это естественная реальность: в настроениях населения губернии и России в основном преобладает пессимистичный тон, ощущение тревожности и неуверенности в завтрашнем дне.

По данным Росстата, индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в I квартале 2009 года снизился до уровня –35%. По сравнению с четвертым кварталом 2008 года падение индекса составило 15 процентных пунктов, а с первым кварталом 2008 года – 35 процентных пунктов.

По замечанию Росстата, аналогичный уровень индекса (–35%) наблюдался в четвертом квартале 1999 года. На снижение индекса потребительской уверенности повлияло прежде всего преобладание негативных оценок респондентами произошедших изменений в экономике России.

«Понятие индекса потребительской уверенности изобретено в 1946 году в Мичиганском университете (США), – рассказывает директор самарского Фонда социальных исследований Владимир Звоновский. – Индекс дает понимание того, насколько население готово потреблять вообще: общее положение ситуации с потреблением и перспектива этой ситуации в будущем. Анкета обследования включает вопросы о субъективном мнении респондента об общей экономической ситуации в стране сейчас и его личном материальном положении».

Согласно результатам исследования, представленным Росстатом, негативных изменений в экономике в ближайшей перспективе ожидают более 48% респондентов. На возможные положительные изменения в экономике указали лишь около 13% опрошенных.

Доля респондентов, указавших ожидание ухудшения экономической ситуации в стране, составила почти 83%. Ухудшение личного материального положения прогнозирует более 42% опрошенных. Следует также отметить, что индекс благоприятности условий для крупных покупок снизился на 33 процентных пункта, составив –45%. Индекс благоприятности условий для сбережений снизился на 20 процентных пунктов и составил –61%. Доля тех, кто делает сбережения, составила в I квартале 2009 года 90%. При этом довольно существенно изменилась структура предпочтений респондентов по целям создаваемых сбережений.

По словам Владимира Звоновского,факт снижения потребительской уверенности есть и в Самарском регионе. Он не исключил, что значение этого показателя для Самарской области может быть еще ниже, чем по стране в целом. Так как столь масштабный кризис в первую очередь ударил по развитым регионам. По словам Звоновского, в США индекс потребительской уверенности намного больше, чем в России. Она составляет около –70%. Росстат также указывает на снижение индекса и в других странах ЕС. Например: Венгрия –67,6; Греция –55,8; Болгария –45,2.

По мнению экспертов, резкий спад потребительской уверенности населения – явление закономерное: последствие тех негативных событий, которые происходят в экономике страны.

«В настоящее время в России, и в Самарском регионе, в том числе, в настроениях населения преобладает относительно пессимистичный тон, – говорит директор компании «МАРКС-маркетинг и консалтинг» Роман Васильев. – Причины этого – и увольнения, и сокращения, и закрытия предприятий, и неплатежи, и рост цен на различные товары, и неопределенность в завтрашнем дне, и задержки зарплат, и увеличение безработицы, и прогнозируемый на ближайшие три года срок кризиса, и прессинг со стороны СМИ. Заявления чиновников тоже добавляют не много оптимизма». По словам эксперта, под воздействием таких обстоятельств и настроений значительно снижается потребительская активность населения.

«Сегодня многие люди находятся в пессимизме», – отмечает Роман Васильев. – Раньше значительное число средних и мелких инвесторов активно размещали денежные средства в фондовый рынок, в бизнес и недвижимость, что дополнительно стимулировало развитие экономики. Сегодня значительная часть денег не работает или работает на краткосрочных спекуляциях. Все это вместе и привело к падению уверенности в завтрашнем дне».

Отсутствие уверенности в завтрашнем дне у граждан России и Самарской области отмечает и Владимир Звоновский. «Так, например, рост вкладов населения в кредитных учреждениях по сравнению с сентябрем 2008 года вырос на 6%, а оборот в торговых сетях упал на 15%, – говорит он. – Это наглядно демонстрирует то, что народ перестает потреблять и начинает накапливать. Причина – отсутствие уверенности в завтрашнем дне». Психолог, декан психологического факультета Самарского Государственного университета Константин Лисецкий назвал резкое снижение потребительской уверенности в условиях кризиса естественной реальностью. «Кризис дает ощущение массовой тревожности, ожидание неблагоприятных последствий, – говорит он. – Поэтому то, что люди перестали покупать и пытаются сейчас аккумулировать ресурсы, вполне закономерно».

Фото: Фото с сайта Gazeta.krutova.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления