Банк «Глобэкс» открыл кредитную линию ОАО «АвтоВАЗ». Первый транш средств составил три миллиарда рублей. Кредитные ресурсы пойдут на пополнение оборотных средств автогиганта. По мнению аналитиков, в том, что банк «Глобэкс», который чуть более месяца назад уже практически ушел с рынка, сегодня кредитует АвтоВАЗ, ничего странного нет.
Напомним, что 27 октября 2008 года Внешэкономбанк (ВЭБ) приобрел 99% акций «Глобэкса». Сделка была совершена в целях санации московского банка, который оказался в числе первых кредитных структур, пострадавших от финансового кризиса. Спасаемый ВЭБом банк возглавил экс-глава тольяттинского «Национального торгового банка» Виталий Вавилин. На этот пост Вавилин был назначен по решению руководства ВЭБа – одного из основных акционеров НТБ (доля в уставном капитале 16,32% акций – прим. ред. 63.ru). Кадровые перестановки были трактованы как один из этапов плана по санации «Глобэкса».
Решение об открытии банком «Глобэкс» кредитной линии крупнейшему российскому автопроизводителю было принято в контексте реализации мер по поддержке реального сектора экономики в условиях дефицита заемных средств на рынке кредитования, говорится в сообщении пресс-службы банка. Деньги нужны АвтоВАЗу для пополнения оборотных средств. Сейчас автогиганту уже выделен первый транш – три миллиарда рублей. Сколько их будет всего, а также условия предоставления кредитной линии, в банке «Глобэкс» раскрыть отказались.
Проблемы с оборотными средствами сейчас испытывают многие крупные предприятия. В частности, несколькими днями ранее крупнейшее нефтегазодобывающее предприятие Самарской области ОАО «Самаранефтегаз» выступило поручителем нефтяной компании Роснефть, которая планирует привлечь кредит Сбербанка в размере 20 миллиардов рублей. Компании Сергея Богданчикова нужны также для пополнения оборотных средств. Роснефть планирует получить кредит под 14% годовых на девять месяцев. В качестве обеспечения Самаранефтегаз предоставит кредитному учреждению собственное имущество на сумму 22 миллиарда рублей – это более 25% активов компании.
По мнению аналитиков, сейчас определенной программы, комплекса мер по поддержке реального сектора экономики, испытывающего дефицит оборотных средств, в условиях финансового кризиса нет. «Тем не менее, сейчас государство вдвойне поддерживает предприятия, которые несут большую социальную нагрузку – обслуживают и дают работу большому количеству людей. В этот список также входят те предприятия, которые ранее получили кредиты от Внешэкономбанка на льготных условиях», – отмечает аналитик компании «Метрополь» Марк Рубинштейн. Как известно, АвтоВАЗ, давно работает с ВЭБом. 75% уставного капитала предприятия контролирую госструктуры. Плюс ко всему не так давно АвтоВАЗ вел переговоры с ВЭБом о выделении кредита на сумму в один миллиард долларов США. Однако о результатах их завершения пока ничего и неизвестно.
По мнению другого собеседника – аналитика одной из московских инвестиционных компаний – в том, что еще месяц назад «Глобэкс» почти «ушел» с рынка, а сегодня кредитует АвтоВАЗ, нет ничего удивительного. «Ключевой фигурой здесь является Внешкономбанк, – считает он. – Недееспособный банк не может давать кому-то деньги».