Бизнес «Подмахнуть не глядя» теперь не страшно

«Подмахнуть не глядя» теперь не страшно

Потенциальные заемщики получат возможность досконально изучить кредитный договор еще до того как отправятся в банк за кредитом. Соответствующий законопроект внес на рассмотрение Госдумы президент АРБР Анатолий Аксаков. По мнению господина Аксакова это поз

Потенциальные заемщики получат возможность досконально изучить кредитный договор еще до того как отправятся в банк за кредитом. Соответствующий законопроект внес на рассмотрение Госдумы президент АРБР Анатолий Аксаков. По мнению господина Аксакова это позволит уменьшить число дефолтов по кредитам, а также жалоб на банки. Эксперты считают инициативу главы АРБР положительным моментом для рынка и не видят препятствий для ее реализации

К сожалению, сегодня внимательных заемщиков, скрупулезно изучающих все тонкости принимаемого обязательства, мало. Объемные кредитные договоры, мелкий шрифт, отсутствие времени на прочтение всего пакета документов и в итоге подписанный «на авось» договор становятся причиной для многочисленных жалоб на кредитные организации.

Согласно данным Верховного суда РФ, количество жалоб, поступивших на финансово-кредитные организации в 2010 году, за год увеличилось более чем в четыре раза.

Взрывной рост числа обращений граждан в суды первой инстанции с исками к кредитным организациям требует скорейшего внедрения паспорта кредита и создания эффективно работающего института медиации в финансовой сфере, считает президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков.

Ассоциация региональных банков России (АРБР) предлагает кредитным структурам разработать типовые договоры по отдельным видам кредитов для разных категорий заемщиков. Документы будут находиться в открытом доступе, каждый желающий сможет ознакомиться с ними в режиме онлайн или в отделении банка.

Договор должен содержать в себе все существенные условия предоставления кредита: информацию о процентных ставках, сроках заимствования, комиссиях, штрафах за просрочку платежей, видах залогов и поручительств, максимальных и минимальных суммах кредитов, а также порядке расторжения договоров и других существенных фактах. Кроме того, до заключения кредитного договора с заемщиком банк обязан предоставить ему информацию о полной стоимости кредита.

Таким образом, потенциальный заемщик сможет изучить кредитный договор еще до того как он придет в банк, а после спокойно подписывать документы на получение кредита – все существенные факты, прописанные в типовом договоре, будут сохранены. Условия и текст типовых договоров должны официально утверждаться кредитными организациями. Это позволит не допустить появления расхождений между условиями типовых и фактически заключаемых договоров. Соответствующий законопроект внес в Госдуму президент АРБР Анатолий Аксаков.

Эксперты оценивают, такие предложения положительно, а некоторые банки уже применяют такую практику.

«Данное предложение, если оно будет реализовано, поможет банкам отстаивать свои права в суде. Часто недобросовестные заемщики отказываются возвращать кредит, ссылаясь на мелкий шрифт или нехватку времени для чтения договора», – говорит заместитель начальника юридического департамента банка «Открытие» Сергей Массарский.

Ничего сложного в размещении типовых форм договоров для банков нет. Кроме того, многие банки уже публикуют на сайтах тексты различных типовых договоров, например договоров об открытии вклада и о предоставлении в пользование банковских карт.

«В «Абсолют Банке» данная инициатива уже практически реализована. Все сделки по потребительскому кредитованию совершаются в «Абсолют Банке» по типовым формам договоров, утвержденным приказами по банку. При этом в банке уже несколько лет существует практика размещения на сайте в Интернете типовых форм договоров, в том числе, и по потребительскому кредитованию. Поэтому для нашего банка это обычная практика», – говорит начальник территориального управления сетью и продажами Поволжского региона-Управляющий филиалом Абсолютбанка в Самаре Евгений Агапов.

«В целом данная инициатива является хорошим начинанием, поскольку упрощает процесс общения клиента с банком. Клиент, ознакомившись с условиями заблаговременно, приходя в банк, уже будет информационно подкован и будет точно представлять себе, что от него требуется в момент подписания соглашения с кредитной организацией. При этом отмечу, что шаблоны наших договоров можно и так всегда найти в открытом доступе на сайте банка», – говорит директор регионального центробанка «Хоум Кредит» в Самаре Станислав Ляхов.

Однако, по мнению Станислава Ляхова, данное нововведение сопряжено с рядом организационных сложностей для самих банков. «Во-первых, это потребует унификации банковских систем, во-вторых, это вызовет сложности с внедрением новых технологических новинок и новых услуг, раз весь процесс будет описан в типовом документе. Да, и в целом это очень трудоемкий процесс, поскольку эти изменения потребуют полной вовлеченности всех служб банка», – говорит эксперт.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления