Бизнес В России Иванов – с машиной, но без штанов

В России Иванов – с машиной, но без штанов

Новое жилье, машина и один ребенок – так можно охарактеризовать желания среднестатистического жителя страны, по мнению аналитиков, предложивших Индекс Иванова в качестве нового показателя, отражающего потребительские предпочтения россиян.

Аналитики Sberbank CIB презентовали Индекс Иванова, который отражает стремления и чаяния среднего класса российского общества. Портрет среднестатистического Иванова выглядит следующим образом: это уверенный в себе человек с квартирой и машиной, которые мечтает переехать в новое, более просторное жилье и приобрести более престижный и комфортный автомобиль. Ради поставленных целей он готов экономить на продуктах, а крупные и дорогостоящие покупки и вовсе отложить до лучших времен. Опасаясь инфляции и безработицы, и не будучи твердо уверенным в перспективах отечественной экономики, он все же рассчитывает на рост собственных доходов в обозримом будущем. А еще Иванов мечтает уехать из России.

В ходе опроса выяснилось, что в 2012 году у трети россиян доходы снизились, а у 25% – повысились. Заработок остальных принципиально не изменился. Месячный доход россиян, по Индексу Иванова в пересчете на члена семьи составляет 645 долларов. «Исходя из определения среднего класса по ОЭСР, 55% российских домохозяйств уже принадлежат к этому социальному слою по сравнению с 30% в Бразилии, 21% – в Китае и 11% – в Индии», – говорится в исследовании. К числу обеспеченных – с доходом выше 50 тысяч долларов в год – принадлежит 15% российских семей по сравнению с 5% в Бразилии, 2% в Китае и 1% в Индии.

Однако в последние годы россияне стали внимательнее присматриваться к ценникам в магазинах. Им не так важна обстановка в торговом зале и уровень обслуживания, главное – качественные товары по максимально выгодной цене. Отчасти в связи с этим для покупок все чаще используется Интернет. Около 40% Ивановых хотя бы раз в месяц совершают онлайн-покупки. В то же время четверть опрошенных, напротив, еще ни разу не заказывала товары в интернет-магазинах. К 2020 году российский потребительский рынок выйдет на первое место в Европе, опередив Германию, и на четвертое место в мире, подсчитали в Сбербанке. С 2000 года расходы на розничное потребление в России росли в среднем на 20% в год и по итогам 2012 года составили чуть менее 700 млрд долларов. Более половины этой суммы приходится на непродовольственные товары.

Если говорить о квартирном вопросе, то арендует жилье только 11%, большинство Ивановых имеет собственное. При этом половина опрошенных хотели бы купить новый дом или квартиру, но воспользоваться ипотекой готовы лишь 37% респондентов. Ориентируясь на поведение российских потребителей, банкиры закладывают в свои программы развития значительный рост розничного кредитования.

Как отмечает советник Института современного развития Никита Масленников, в последние два года рост потребления происходил за счет двух факторов: росли реальные доходы, уровень зарплат в реальном секторе и активно развивалось потребительское кредитование. Так, в прошлом году банкам удалось на треть нарастить портфель розничных ссуд. «Получается, свыше трети потребления финансируется за счет кредитов, – приводит рассуждения экономиста «Российская газета». – И не зря Центральный банк волнуется – есть все признаки, что рынок «взаймы» перегрет».

Кстати, Ивановы не готовы выполнять госпрограмму по увеличению рождаемости: у трети опрошенных детей нет, а 10% не хотят их иметь вовсе. Причем иметь в семье несколько детей свойственно либо бедным, либо богатым россиянам. Средний класс предпочитает остановиться на одном ребенке, гласят результаты исследования.

При том, что Иванов считает экономику страны нестабильной, он все же надеется на улучшение собственного благосостояния, причем в самое ближайшее время. Правда, при позитивной оценке перспектив развития страны, 38% наших соотечественников готовы уехать жить за границу.

По словам аналитика «Инвесткафе» Дарьи Пичугиной, исследование Сбербанка сходно по методике с исследованиями, которые проводит Росстат. На основе этого индекса стоит ожидать роста потребления со стороны российского среднего класса, подтверждает аналитик.

О том, что представители среднего класса готовы потреблять, пусть и в кредит, свидетельствуют и динамика прироста кредитных портфелей банков.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления