Бизнес Россияне устали от спонтанных покупок

Россияне устали от спонтанных покупок

Россияне стали реже обращаться за кредитами на бытовую технику, электронику и мебель непосредственно в магазинах. За последние два года доля POS-кредитования сократилась в два с половиной раза. Эксперты подтверждают тенденцию по замедлению темпов выдачи ссуд, объясняя это широким распространением кредитных карт и ростом благосостояния населения, что позволяет переключиться на серьезные покупки – авто и квартиры.

Доля займов, выдаваемых в торговых точках на покупку товаров, в феврале уменьшилась до 6,2% против 9,2% за тот же период прошлого года, приводит данные исследования Объединенное кредитное бюро. По их подсчетам, еще в начале 2011 года объемы POS-кредитования были в два с половиной раза больше. Аналитики Frank Research Group (FRG) подсчитали, что по итогам прошлого года, рынок кредитования в торговых точках рос довольно скромно – на 18% до 228 млрд рублей. При этом портфель кредитных карт российских банков вырос на 92% – это порядка 781,8 млрд рублей. Национальное бюро кредитных историй сообщает, что число кредитных карт выросло на 75%. По данным Ассоциации региональных банков России, около 60% кредитного рынка – это необеспеченные краткосрочные займы.

Именно бурный рост карточного кредитования и необеспеченных потребительских кредитов эксперты считают причиной замедления рынка POS-кредитования. Так, в Банке Хоум Кредит в конце года доля POS-кредитов в совокупном розничном портфеле составила 3%, снизившись за год на 0,5%. ОТП банк также говорит об уменьшении доли выданных через этот канал кредитов, но прогнозирует рост в этом году 12-15%. «Сокращение рынка – закономерная тенденция, сейчас рынок и потребители перенасыщены товарами и услугами», – считает старший аналитик ИФК «Солид» Артур Ахметов. По его мнению, сегмент POS-кредитования постепенно вынужден ужаться, уступив первенство карточному кредитованию, но этот процесс займет длительный промежуток времени.

Потенциал рынка кредитных карт в России огромен, полагают эксперты. Так, к примеру, в США на одного человека приходятся три кредитные карты, в ЕС на одного человека – 2,6 кредитной карты, а в России на 10 человек – одна кредитная карта. По мнению эксперта, кредитная карта, как правило, дешевле и удобнее для заемщика, а главное – не влияет на его выбор товара или магазина. К тому же, добавляет Артур Ахметов, карта позволяет заемщику возвращать средства в течение определенного времени и можно обойтись без выплат по процентам. Получается, что россияне научились считать стоимость кредита, переплату и находить более выгодные варианты финансирования. «Переключение» с POS-кредитования происходит отчасти именно благодаря росту финансовой грамотности населения. Большую роль играет и рост доходов на фоне благополучной экономической ситуации.

«В результате большую часть кредитных клиентов стала привлекать не покупка бытовой техники или мобильных телефонов в кредит, оформленный прямо в магазине, а кредиты на образование, путешествия, ремонт, высококачественные платные медицинские услуги», – считает аналитик Банка Хоум Кредит Станислав Дужинский. Но всплеск интереса к POS-кредитам просыпается в преддверии праздников. К примеру, как подсчитали FRG, в предновогодние месяцы объем выданных кредитов в магазинах увеличивается на 40-50%.

Что касается роста благосостояния россиян, то оценить его довольно сложно. Но если судить по данным Росстата, то по крайней мере среднедушевой денежный доход россиян вырос с 20 754,9 рублей в 2011 году до 22 810,7 рублей – в прошлом. Причем, 72,4% из денежных доходов уходит на покупку товаров и оплату услуг. Реальные же денежные доходы (скорректированные на индекс потребительских цен) в январе 2013 года по сравнению с соответствующим периодом 2012 года увеличились на 10,6%, а реальные располагаемые денежные доходы (за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) на 14,6%.

Несмотря на отмеченные тенденции по сокращению доли POS-кредитования, оно остается востребованным среди россиян. «А для многих банков – это по-прежнему один из основных каналов привлечения клиентов», – считает Станислав Дужинский. Ставить крест на POS-кредитовании действительно не стоит, прогноз о снижении его доли – долгосрочный, добавляет аналитик ИФК «Солид». По его словам, лидеры этого рынка – Хоум Кредит Банк, ОТП банк, Альфа-банк, Банк Русский Стандарт и Русфинанс банк – будут продолжать держаться завоеванных позиций – об этом говорят показатели прироста выданных ими кредитов за прошлый год. Экспресс-кредитование продолжает оставаться выгодной нишей.

«Немаловажной причиной сохранения интереса банков является то, что в последние годы произошло формирование законодательной базы в сфере экспресс-кредитования, что непосредственным образом упрощает выход на рынок новых игроков», – комментирует председатель правления «Лето Банк» Дмитрий Руденко. Кстати, в последнее время наблюдается тенденция по выходу на рынок экспресс-кредитования крупных банков. Так, за год розничный дочерний банк Сбербанка – банк БНП Приба Восток (Сетелем) – вошел в десятку банков по POS-кредитованию: за год его кредитный портфель составил 7,4 млрд руб – это существенный скачок, так как в начале прошлого года этот показатель был нулевым. Группа ВТБ также выводит на рынок POS-кредитования свою дочку «Лето Банк»: на Урале банк заявит о себе во второй половине этого года через клиентские центры, точки продаж в магазинах и стойки в торговых центрах. Как отметил Дмитрий Руденко, конкуренция на российском рынке экспресс-кредитования пока еще не достигла пиковых значений. При этом сама конкуренция, в том числе и выход на рынок государственных игроков, стимулирует качество предоставляемых услуг как с ценовой точки зрения, так и с точки зрения сервиса. Рынок POS-кредитов будет стабильно расти минимум на 15-20% в год в следующие пять лет, уверен Дмитрий Руденко.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления