Бизнес Кредит за бракованный товар выплатит магазин

Кредит за бракованный товар выплатит магазин

Если бытовая техника или мебель, приобретенные в кредит, оказались некачественными, то покупатель может потребовать вернуть ему затраченные средства, а также обязать магазин уплатить проценты по кредиту и другие расходы по обслуживанию займа. Такие права покупатели получили с 1 июля 2014 года в связи с изменениями в закон «О защите прав потребителей».

В случае если приобретенный покупателем товар в кредит оказался некачественным, то есть два варианта решения проблемы: обратиться к продавцу с требованием обменять его на другой такой же либо попросить вернуть деньги. Ранее покупатели, оформляя возврат некачественного товара, могли получить лишь компенсацию его стоимости. В такой ситуации возникал вопрос, кто должен оплачивать расходы на оформление кредита и проценты по нему, иногда составляющие половину стоимости покупки.

«Что касается возврата товара, то у нас и ранее, до принятия закона, была в банке возможность его возврата. Вопрос с компенсацией уплаченных процентов решался в зависимости от ситуации – если продавец не мог произвести обмен бракованного товара, либо нарушались сроки поставки, ведущие к отказу клиента от товара, то по договоренности с клиентом он компенсировал его затраты. Если обратная ситуация – клиент отказывался от замены и настаивал на возврате, уплата процентов ложилась на его плечи», – говорит директор регионального центра «Банка Хоум Кредит» в Самаре Татьяна Горбунова.

Право вернуть все уплаченные средства за товар, купленный в потребительский кредит, предусмотрено в поправках в ФЗ «О защите прав потребителей», которые вступили с силу с 1 июля 2014 года. Законодательное закрепление новых норм стало возможно в результате принятия закона «О потребительском кредите (займе)».

В новой редакции закона конкретизируется вид кредита – потребительский, и действие нормы о возмещении убытков распространяется также и на проценты по кредиту, комиссии и прочие платежи по кредиту.

По словам юристов, возможность вернуть все потраченные средства при покупке товара в кредит, если он оказался некачественным, сегодня крайне актуальна.

«Сегодня 90% из тех, кто обращается к нам за консультацией, хотят вернуть средства, а не обменять товар», – рассказывает глава общественной организации «Защита прав потребителей Самарской области» Федор Разагатов.

По словам эксперта, в соответствии с законом понесенные покупателем в результате приобретения некачественного товара убытки в принципе подлежат возмещению продавцом в полном объеме. Сюда относятся и затраты на обслуживание кредита. Однако до вступления в силу поправок в закон «О защите прав потребителей» с реализацией этого права на практике у потребителя возникали сложности.

«В законе в принципе отсутствовала оговорка, что можно вернуть затраты, связанные с обслуживанием банковского кредита. Норма закона предусматривала возмещение убытков только в случае рассрочки, которую покупателю давал сам магазин. Поэтому в судах всегда возникали трудности с такой интерпретацией, – объясняетФедор Разагатов. – Кроме того, каждый раз в суде нужно было доказать, что расходы на обслуживание кредита – это убыток. С введением в действие новых законодательных норм облегчится работа юристов и работа судов».

«В данном случае, законодатель поставил точку в разрешении вопроса обязан ли продавец в подобных случаях компенсировать убытки покупателя. Ранее в судебной практике отсутствовало единое мнение по вопросу, обязан ли продавец в описанной ситуации возмещать потребителю уплаченные проценты по договору кредита (займа). Некоторые суды применяли п. 5 ст. 24 Закона о защите прав потребителей даже несмотря на то, что данная норма регулирует последствия возврата товара ненадлежащего качества, проданного в кредит (ст. 488 ГК РФ). Другие же суды основываясь на том, что отсутствует причинно-следственная связь между продажей потребителю товара ненадлежащего качества и уплатой им процентов за пользование кредитом, считали, что обязанность по компенсации убытков не должна возлагаться на продавца», - говорит руководитель Центра правового обеспечения розничного бизнеса Бинбанка Ирина Гудкова.

Несмотря на то что и участники банковского рынка, и правозащитники отмечают положительные моменты в связи с принятием поправок, по их словам, в законодательстве остается ряд спорных моментов.

По словам представителей сетей бытовой техники и электроники, поправки в закон не окажут влияния на их деятельность.

«Новый закон о потребительских кредитах не особо повлияет на деятельность нашей компании, так как при возврате товар ненадлежащего качества, купленного в кредит, мы и до этого помимо стоимости товара возвращали клиенту сумму уплаченных процентов по кредиту», – говорит руководитель отдела продаж электронного дискаунтера «Ситилинк» Андрей Адамсон.

По словам эксперта, возвратов товаров, купленных в кредит, очень мало, а если и они возникают, то с возвратом денежных средств не возникает проблем.

«Допустим, продавец компенсировал покупателю стоимость товара и все проценты по кредиту. Если потребитель уже выплатил кредит – это один случай, а если нет? Нужно понимать, что возможность досрочного погашения во многих банках предполагает уменьшение суммы процентов по кредиту. Соответственно, может возникнуть возможность обогащения покупателя за счет продавца. Вычисление этой суммы в каждом новом судебном разбирательстве будет вызывать определенные сложности», – говорит Федор Разагатов.

«Принятие такой поправки, как и многие другие изменения в законе, регулирующем кредитование, говорит о том, что законодательство совершенствуется и движется в направлении интересов потребителей. Условие о компенсации магазином всех затрат, связанных с покупкой в кредит товара, оказавшегося бракованным, кажется справедливым. Однако сейчас пока трудно понять, как в точности будет происходить взаиморасчет между продавцом и покупателем и какие дальнейшие сложности в оформлении документов и получении компенсации могут последовать. Очевидно, что все риски для обеих сторон должны быть с принятием такого изменения в законе проработаны детально», – отметила Татьяна Горбунова.

Напомним, что получить полный обзор по предложениям от банков, работающих в Самарской области, по потребительским кредитам можно, воспользовавшись калькулятором «Потребительских кредитов» на сайте Dengi.63.ru, который сравнивает предложения десятков банков.

Оригинал материала: http://dengi.63.ru/text/news_fin/800022.html

Фото: Фото с сайта Рolitdengi.com.ua
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления