Главная цель мошенников — деньги
Главная цель мошенников — деньги

«Доставка продуктов»

Злоумышленники маскируются под курьеров
Злоумышленники маскируются под курьеров

Мошенник представляется сотрудником курьерской службы. Якобы кто-то из родных пенсионера оформил заказ на мед, крупы, овощи с доставкой на дом. За свои услуги злоумышленник готов взять небольшую сумму — 2000 рублей. Жертва, сама того не подозревая, показывает преступнику, где лежат деньги.

После того, как «курьер» получит деньги, он просит пенсионера принести ему воды или тару для продуктов (баночки для меда, например). Пока пожилой человек отвлекается, мошенник забирает себе все оставшиеся деньги.

В практике самарской полиции есть несколько таких случаев. В одном из них мужчина привлек к преступлению своих родственников.

«Социальные службы»

Преступники собирают карты у доверчивых пенсионеров
Преступники собирают карты у доверчивых пенсионеров

Злоумышленник проникает в квартиру жертвы, представляясь соцработником. По легенде, он должен передать пожилому человеку лекарства. Далее просит разменять купюру в 5000 рублей (настоящую или из банка приколов). И затем снова отвлекает внимание и похищает остальные деньги.

Сценарии могут немного меняться. Так, молодой человек из Новокуйбышевска представлялся сотрудником Пенсионного фонда России. Он рассказывал старикам о «нововведениях» и реформах, «доплатах» разного рода. Но особенно активно молодой человек обманывал владельцев пластиковых карт.

— Наши бабушки и дедушки хранят документы, деньги и конверты с пластиковой картой и ПИН-кодом в одном месте, — говорит начальник оперативно-сыскного отдела уголовного розыска УМВД России по Самаре Алексей Елизаров. — Злоумышленник это видел и забирал карточку, чтобы «помочь» пенсионеру. Если конверта не было, то ПИН-код ему сообщали сами жертвы. 

Таким образом 22-летнему лжесотруднику Пенсионного фонда удалось обмануть около 20 человек. Сейчас его дело слушается в Октябрьском районном суде, а сам мошенник находится под домашним арестом. Ему грозит до десяти лет лишения свободы.

«Горгаз, водоканал»

Мошенник может «помочь» оплатить квитанции
Мошенник может «помочь» оплатить квитанции

Старая как мир, но, к сожалению, все еще работающая схема обмана населения. Преступники ходят по квартирам потенциальных жертв под видом работников коммунальных служб: водоканала, горгаза, электросетей. За деньги они предлагают проверить или поменять счетчики, проверить технику.

— Чтобы не привлекать к себе внимания, мошенники ходят не в спецовках, а в обычной одежде, — пояснил заместитель начальника оперативно-сыскного отдела уголовного розыска УМВД России по Самаре Владимир Елясин.

«Снятие порчи»

Жертвы сами отдают деньги «гадалкам» и «магам»
Жертвы сами отдают деньги «гадалкам» и «магам»

По словам сотрудников полиции, этот вид мошенничества сейчас набирает популярность. Обычно здесь работают не один, а сразу два, а то и три злоумышленника.

— Они выбирают жертву, подходят к ней и начинают «вещать» о бедах и несчастьях в ее жизни, — рассказал Алексей Елизаров. — При этом часто используют реквизит — черные иглы или черные (на самом деле протухшие) яйца. Все эти «приметы» якобы сообщают о скорых смертях родственников. Естественно, старики беспокоятся о своих близких и отдают деньги и драгоценности для «обряда» очищения. И злоумышленники либо исчезают с деньгами, либо меняют все на фальшивые деньги — «куклу».

«Приз»

«Счастливые» сообщения приходят не только пожилым
«Счастливые» сообщения приходят не только пожилым

На телефон жертвы приходит СМС с текстом «Поздравляем, Вы выиграли приз». Только для получения выигрыша необходимо перевести деньги на счет. Пожилой человек в надежде получить что-то ценное для него, например, холодильник или даже автомобиль, не задумываясь, пополняет кошелек мошенника и... остается ни с чем. 

«Родственник в беде»

Чтобы украсть деньги, злоумышленнику хватит телефона
Чтобы украсть деньги, злоумышленнику хватит телефона

«Мама/папа, я сбил/избил человека. Полицейскому нужно дать взятку», — такие сообщения выбьют из колеи кого угодно. Желание помочь родственнику оборачивается большими проблемами.

— Наши родители — люди старой закалки, и они, как это ни странно, верят в такие методы решения проблем, — рассказал и.о. начальника городской полиции Дмитрий Журанкин.

«Ваш счет заблокирован»

«Спасая» свои кровные, жертвы теряют все
«Спасая» свои кровные, жертвы теряют все

Еще одной из излюбленных схем развода стала «блокировка» счета или карты. Чтобы не потерять свои кровные, пенсионер звонит по указанному номеру, а дальше «оператор» call-центра просит сообщить номер счета или карты. Или же подключить мобильный банк на номер злоумышленника. Остальное — дело техники. Преступник, не выходя из дома, переводит все деньги себе.

«Друг, я в беде, помоги деньгами»

Полиция советует игнорировать просьбы виртуальных друзей
Полиция советует игнорировать просьбы виртуальных друзей

Некоторые пенсионеры настолько освоились в интернете, что заводят странички в социальных сетях. Иногда виртуальная дружба до добра не доводит.

— Переписывается человек, как ему кажется, с другом. Внезапно он получает сообщение, мол, помоги деньгами, — пояснил Алексей Елизаров. — Стиль общения не меняется, но просьба такая приходит внезапно. А потом выясняется, что настоящий собеседник ничего ни о каких переводах не знает.

Страницы в социальных сетях злоумышленники взламывают очень быстро и также быстро возвращают доступ к ним. Временную подмену сложно заметить.

«Совместные покупки»

Покупки в интернете – риск для обеих сторон
Покупки в интернете – риск для обеих сторон

Этот вид интернет-мошенничества связан с разного рода торговыми площадками сайтов бесплатных объявлений или совместных покупок.

Причем опасность есть как для покупателя, так и для продавца.

— Вот продает человек неделю шкаф, отчаялся. А ему звонит покупатель и говорит, что хочет приобрести мебель, — рассказал Алексей Елизаров. — И просит сообщить номер счета для перевода задатка.

Причем в подобной ситуации могут оказаться и покупатели. «Продавец» советует отправить деньги для «брони» товара и исчезает. Часто так поступают организаторы с сервисов совместных покупок. Причем у них есть способ обойти закон. Достаточно частично выполнить свои обязательства.

Что делать?

Дежурный всегда готов помочь позвонившему
Дежурный всегда готов помочь позвонившему

Полицейские советуют граждан быть внимательными. О проведении работ любого вида коммунальные службы предупреждают заранее. В объявлениях всегда указаны и телефоны мастеров, которые к тому же должны быть в форменной одежде и с инструментами, и самой организации. Так что проверить, является ли незваный гость работником той или иной компании, не составит труда.

— А если надо, то они просто придут в другое время, – добавил Владимир Елясин.

Проверить сотрудника полиции еще проще. Они готовы к подозрительности населения и подождут, пока гражданин позвонит дежурному для уточнения.

— Мы настраиваем наших ребят на такую работу в первую очередь, — добавил Дмитрий Журанкин.

Также пенсионеров просят не стесняться просить помощи у соседей.

Самыми «привлекательными» для мошенников полицейские назвали Промышленный и Кировский районы. Здесь фиксируют больше всего правонарушений в отношении пожилых людей.

Всего же с начала года самарская полиция зафиксировала 105 случаев «контактного» (когда мошенники напрямую контактируют и с потенциальной жертвой) и 230 эпизодов телефонного мошенничества. Правоохранители раскрыли 32 и 131 преступление соответственно. По словам Дмитрия Журанкина, такие преступления сложно раскрывать из-за возраста потерпевших.

— Многим уже за 70, они или не видят, или не помнят четко преступника, — добавил Дмитрий Журанкин. — Или не сообщают вовремя, а потом, например спустя неделю, в разговоре с родными проговариваются об инциденте. Естественно, оперативникам уже сложно искать злоумышленников.

Также нередко стариков обманывают «гастролеры»-мошенники, приезжающие в область на короткий промежуток времени. Это тоже затрудняет поиски виновных.