√лавна€ цель мошенников — деньги
√лавна€ цель мошенников — деньги

«ƒоставка продуктов»

«лоумышленники маскируютс€ под курьеров
«лоумышленники маскируютс€ под курьеров

ћошенник представл€етс€ сотрудником курьерской службы. якобы кто-то из родных пенсионера оформил заказ на мед, крупы, овощи с доставкой на дом. «а свои услуги злоумышленник готов вз€ть небольшую сумму — 2000 рублей. ∆ертва, сама того не подозрева€, показывает преступнику, где лежат деньги.

ѕосле того, как «курьер» получит деньги, он просит пенсионера принести ему воды или тару дл€ продуктов (баночки дл€ меда, например). ѕока пожилой человек отвлекаетс€, мошенник забирает себе все оставшиес€ деньги.

¬ практике самарской полиции есть несколько таких случаев. ¬ одном из них мужчина привлек к преступлению своих родственников.

«—оциальные службы»

ѕреступники собирают карты у доверчивых пенсионеров
ѕреступники собирают карты у доверчивых пенсионеров

«лоумышленник проникает в квартиру жертвы, представл€€сь соцработником. ѕо легенде, он должен передать пожилому человеку лекарства. ƒалее просит размен€ть купюру в 5000 рублей (насто€щую или из банка приколов). » затем снова отвлекает внимание и похищает остальные деньги.

—ценарии могут немного мен€тьс€. “ак, молодой человек из Ќовокуйбышевска представл€лс€ сотрудником ѕенсионного фонда –оссии. ќн рассказывал старикам о «нововведени€х» и реформах, «доплатах» разного рода. Ќо особенно активно молодой человек обманывал владельцев пластиковых карт.

— Ќаши бабушки и дедушки хран€т документы, деньги и конверты с пластиковой картой и ѕ»Ќ-кодом в одном месте, — говорит начальник оперативно-сыскного отдела уголовного розыска ”ћ¬ƒ –оссии по —амаре јлексей ≈лизаров. — «лоумышленник это видел и забирал карточку, чтобы «помочь» пенсионеру. ≈сли конверта не было, то ѕ»Ќ-код ему сообщали сами жертвы. 

“аким образом 22-летнему лжесотруднику ѕенсионного фонда удалось обмануть около 20 человек. —ейчас его дело слушаетс€ в ќкт€брьском районном суде, а сам мошенник находитс€ под домашним арестом. ≈му грозит до дес€ти лет лишени€ свободы.

«√оргаз, водоканал»

ћошенник может «помочь» оплатить квитанции
ћошенник может «помочь» оплатить квитанции

—тара€ как мир, но, к сожалению, все еще работающа€ схема обмана населени€. ѕреступники ход€т по квартирам потенциальных жертв под видом работников коммунальных служб: водоканала, горгаза, электросетей. «а деньги они предлагают проверить или помен€ть счетчики, проверить технику.

— „тобы не привлекать к себе внимани€, мошенники ход€т не в спецовках, а в обычной одежде, — по€снил заместитель начальника оперативно-сыскного отдела уголовного розыска ”ћ¬ƒ –оссии по —амаре ¬ладимир ≈л€син.

«—н€тие порчи»

∆ертвы сами отдают деньги «гадалкам» и «магам»
∆ертвы сами отдают деньги «гадалкам» и «магам»

ѕо словам сотрудников полиции, этот вид мошенничества сейчас набирает попул€рность. ќбычно здесь работают не один, а сразу два, а то и три злоумышленника.

— ќни выбирают жертву, подход€т к ней и начинают «вещать» о бедах и несчасть€х в ее жизни, — рассказал јлексей ≈лизаров. — ѕри этом часто используют реквизит — черные иглы или черные (на самом деле протухшие) €йца. ¬се эти «приметы» €кобы сообщают о скорых смерт€х родственников. ≈стественно, старики беспоко€тс€ о своих близких и отдают деньги и драгоценности дл€ «обр€да» очищени€. » злоумышленники либо исчезают с деньгами, либо мен€ют все на фальшивые деньги — «куклу».

«ѕриз»

«—частливые» сообщени€ приход€т не только пожилым
«—частливые» сообщени€ приход€т не только пожилым

Ќа телефон жертвы приходит —ћ— с текстом «ѕоздравл€ем, ¬ы выиграли приз». “олько дл€ получени€ выигрыша необходимо перевести деньги на счет. ѕожилой человек в надежде получить что-то ценное дл€ него, например, холодильник или даже автомобиль, не задумыва€сь, пополн€ет кошелек мошенника и... остаетс€ ни с чем. 

«–одственник в беде»

„тобы украсть деньги, злоумышленнику хватит телефона
„тобы украсть деньги, злоумышленнику хватит телефона

«ћама/папа, € сбил/избил человека. ѕолицейскому нужно дать вз€тку», — такие сообщени€ выбьют из колеи кого угодно. ∆елание помочь родственнику оборачиваетс€ большими проблемами.

— Ќаши родители — люди старой закалки, и они, как это ни странно, вер€т в такие методы решени€ проблем, — рассказал и.о. начальника городской полиции ƒмитрий ∆уранкин.

«¬аш счет заблокирован»

«—паса€» свои кровные, жертвы тер€ют все
«—паса€» свои кровные, жертвы тер€ют все

≈ще одной из излюбленных схем развода стала «блокировка» счета или карты. „тобы не потер€ть свои кровные, пенсионер звонит по указанному номеру, а дальше «оператор» call-центра просит сообщить номер счета или карты. »ли же подключить мобильный банк на номер злоумышленника. ќстальное — дело техники. ѕреступник, не выход€ из дома, переводит все деньги себе.

«ƒруг, € в беде, помоги деньгами»

ѕолици€ советует игнорировать просьбы виртуальных друзей
ѕолици€ советует игнорировать просьбы виртуальных друзей

Ќекоторые пенсионеры настолько освоились в интернете, что завод€т странички в социальных сет€х. »ногда виртуальна€ дружба до добра не доводит.

— ѕереписываетс€ человек, как ему кажетс€, с другом. ¬незапно он получает сообщение, мол, помоги деньгами, — по€снил јлексей ≈лизаров. — —тиль общени€ не мен€етс€, но просьба така€ приходит внезапно. ј потом вы€сн€етс€, что насто€щий собеседник ничего ни о каких переводах не знает.

—траницы в социальных сет€х злоумышленники взламывают очень быстро и также быстро возвращают доступ к ним. ¬ременную подмену сложно заметить.

«—овместные покупки»

ѕокупки в интернете – риск дл€ обеих сторон
ѕокупки в интернете – риск дл€ обеих сторон

Ётот вид интернет-мошенничества св€зан с разного рода торговыми площадками сайтов бесплатных объ€влений или совместных покупок.

ѕричем опасность есть как дл€ покупател€, так и дл€ продавца.

— ¬от продает человек неделю шкаф, отча€лс€. ј ему звонит покупатель и говорит, что хочет приобрести мебель, — рассказал јлексей ≈лизаров. — » просит сообщить номер счета дл€ перевода задатка.

ѕричем в подобной ситуации могут оказатьс€ и покупатели. «ѕродавец» советует отправить деньги дл€ «брони» товара и исчезает. „асто так поступают организаторы с сервисов совместных покупок. ѕричем у них есть способ обойти закон. ƒостаточно частично выполнить свои об€зательства.

„то делать?

ƒежурный всегда готов помочь позвонившему
ƒежурный всегда готов помочь позвонившему

ѕолицейские советуют граждан быть внимательными. ќ проведении работ любого вида коммунальные службы предупреждают заранее. ¬ объ€влени€х всегда указаны и телефоны мастеров, которые к тому же должны быть в форменной одежде и с инструментами, и самой организации. “ак что проверить, €вл€етс€ ли незваный гость работником той или иной компании, не составит труда.

— ј если надо, то они просто придут в другое врем€, – добавил ¬ладимир ≈л€син.

ѕроверить сотрудника полиции еще проще. ќни готовы к подозрительности населени€ и подождут, пока гражданин позвонит дежурному дл€ уточнени€.

— ћы настраиваем наших реб€т на такую работу в первую очередь, — добавил ƒмитрий ∆уранкин.

“акже пенсионеров прос€т не стесн€тьс€ просить помощи у соседей.

—амыми «привлекательными» дл€ мошенников полицейские назвали ѕромышленный и  ировский районы. «десь фиксируют больше всего правонарушений в отношении пожилых людей.

¬сего же с начала года самарска€ полици€ зафиксировала 105 случаев «контактного» (когда мошенники напр€мую контактируют и с потенциальной жертвой) и 230 эпизодов телефонного мошенничества. ѕравоохранители раскрыли 32 и 131 преступление соответственно. ѕо словам ƒмитри€ ∆уранкина, такие преступлени€ сложно раскрывать из-за возраста потерпевших.

— ћногим уже за 70, они или не вид€т, или не помн€т четко преступника, — добавил ƒмитрий ∆уранкин. — »ли не сообщают воврем€, а потом, например спуст€ неделю, в разговоре с родными проговариваютс€ об инциденте. ≈стественно, оперативникам уже сложно искать злоумышленников.

“акже нередко стариков обманывают «гастролеры»-мошенники, приезжающие в область на короткий промежуток времени. Ёто тоже затрудн€ет поиски виновных.